пятница, 18 января 2013 г.

Плес. Экскурсия.



Плес стал очередным пунктом нашего летнего бон-вояжа, теплоход наш причалил к пристани по расписанию, и мы отправились на пешую экскурсию по городку, в ходе которой узнали, что ....



Плес  достиг своего наивысшего расцвета в середине XIXв.  Именно в этот период сложился архитектурный облик набережной, были построены каменные здания торговых рядов и многие купеческие дома.  Волга в те времена не была такой широкой, как сейчас  (800м. ширина и 15 м. глубина), а выросла она после строительства Горьковского водохранилища.  Из-за этого пришлось надсыпать набережную на 8м. и сейчас она хоть и повторяет очертания исторической, но, по сути, сделана довольно недавно.

город Плёс
«
город Плёс» на Яндекс.Фотках

 До  революции Плес был промышленным городом, здесь было два химических завода, два кирпичных завода, и две ткацких фабрики. После Октябрьской Революции производства были нарушены и позже уже не восстанавливались. Сейчас плесяне в основной своей массе,  занимаются туристским  бизнесом и изготовлением ювелирных украшений.  Ювелирный промысел тут издревле.  При раскопках  в середине XXв. здесь была найдена целая улица кузнецов-ювелиров до-монгольского периода, которые занимались изготовлением украшений из железа. С 1917г. здесь организована артель «Путь Октября», где изготавливали украшения из мельхиора и серебра, а сейчас из золота, серебра и драгоценных камней.

С 1949г. Плес официально носит статус города-курорта, хотя здесь проживает всего 3000чел., а вот отдыхающих за год этот маленький городок принимает более 350 тысяч человек.

город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


 Прослушав историческую справку о городе, мы отправились в пешую прогулку по набережной, повторив путь Исаака Ильича Левитана. Хочется особо отметить, что прогулка наша была имеено прогулкой, а не бегом в стиле "галлоп", как обычно бывает на экскурсиях. Вообще городок довольно спокойный, что несомненно сказалось и на атмосфере экскурсии. Итак, слушая экскурсовода и любуясь красотами, которые открывались нам с высокого берега великой русской реки мы пошли по левитановским местам.

город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


Прямо на набережную выходит своим фасадом здание местного народного театра, в котором играют как плесяне-любители, так и приезжие актеры-дачники, которые очень любят навещать этот спокойный и красивый городок.  


город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


Следующее здание – Ювелирный магазин, ранее дом местного купца – Грошева-Подгорного, одного из трех братьев, которые проживали на набережной, а состояние свое они нажили на торговле зерном.


город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


Далее дом постройки середины XIXв., этот дом принадлежал последнему главе Плеса – Павлу  Николаевичу Смирнову. Этот дом не имеет угла и украшен колоннами, он строился по проекту Екатерины Великой, и именно здесь должна была располагаться торговая площадь города, которую мы прошли ранее. По какой причине планы изменились доподлинно не известно.  Об этом  доме ходят легенды, и  одна из них гласит – великий певец Шаляпин, когда был в Плесе захотел снять комнату в этом доме, но у хозяйки этого дома, были свои принципы  -  она считала, что все воры и мошенники ходят в шляпах да с портфелями, и увидев Шаляпина (естественно, при полном параде, не только с портфелем, но и с галстуком), то категорически отказалась сдать ему жилье… пожалела ли эта дама, впоследствии, о своем решении или нет, осталось тайной, покрытой пылью.

город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
А мы идем дальше и перед нами здание бывшего полицейского участка, а до этого дом принадлежал  второму  брату из купцов Грошевых-Подгорных.

Неподалеку бывший дом Тихомирова, середины XIX в. Примечателен полуциркульными окнами 1-го этажа. При перестройке здание получило второй этаж.

город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


Следующее здание – дом купца Бакакина, а рядом его бакалейная лавка, так же купец торговал скобяными изделиями, была у него и канцелярская лавка.   Так же ему принадлежала революционная идея печатать открытки с пейзажами Плеса и окрестностей,  и продавать из заезжим гостям. А еще у этого купца был самый первый и единственный в округе кассовый аппарат.




Двигаемся дальше, тут дом купца Калинина, чуть победнее, других на улице, окна его выполнены в разных стилях.


Дальше два соседних дома принадлежали купцам Зубаревым и купцам Троицким. Троицкие это семья, которая материально помогала при строительстве местных церквей.

Чуть дальше Усадьба Моисеевых. Являет собой пример городской дворянской усадьбы. Главный дом построен в 20-х гг. XIX в. в стиле классицизма. Фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн и полукруглым балконом с ажурной решеткой. Флигель построен в нач. XIX в.


За этим домом дальше по набережной дом Новожилова. Единственное в Плёсе здание в стиле модерн. Построено в 1907 г. Главный фасад завершен оригинальным стрельчатым фронтоном и украшен мощными лопатками, декорированными геометрическими фигурами. Внимания заслуживают оконный переплет и украшения деревянной веранды.


Сейчас это здание принадлежит отелю "Соборная Слобода", который недавно посещали Принц и Принцесса Кентские, о чем повествует табличка на фасаде.




город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


А вот тоже купеческий дом, правда, XXIв. постройки :-)


Наша пешая группа дошла до района города – Заречье, которая ранее называлась Рыбной Слободой, от того, что здесь жили рыбные ловцы, которые ловили рыбу и поставляли ее к царскому столу по воде или гужевым транспортом. А затем эта часть города стала называться заречье, потому как находится за рекой Шохонкой от центральной части города.
 

По легенде речка Шохонка образовалась в IV веке до н.э., когда жили здесь, ниже по течению Волги, миряне. Так вот, раньше из устья Шохонки далеко в Волгу вдавалась песчаная коса, видимо она то и дала название городу потому, что  песчаная отмель это – плес, а это уже созвучно имени города - Плёс.






Благодаря этой речке и деревянной Петро-Павловской церквушке неподалеку, сюда, в конце XIXв., и приезжают,  Исаак Ильич Левитан с друзьями - Софьей Петровной Кувшинниковой и Алексеем Степановичем Степановым. Первоначально они остановились в местечке Чулково, что вблизи Оки, но местные жители восприняли их не очень дружелюбно, не давали писать им свои портреты, и, даже, угрожали выгнать художников из деревни. Те не стали обострять конфликт, сели на кораблик, шедший по Волге, и вот, Исаак Иосифович, увидев среди деревьев купол деревянной церквушки, предложил своим друзьям спуститься на берег поблизости.

Друзья поддерживают его предложение, а местные жители любезно подсказывают путь до домика купца Солодовникова, который в то время сдавались комнаты в мезонине. Теперь этот дом носит имя Левитана и является его музеем. А тогда, в самый первый день своего пребывания здесь, Левитан написал, ставшую впоследствии знаменитой,  картину – «Над вечным покоем».  Хотя нет уже той церквушки (она сгорела в 1903г., на ее месте построили точную копию, так же, как, и оригинал, без единого гвоздя), и пейзаж уже совершенной другой, но все равно, от Волги исходит такой покой и умиротворение, что невозможно описать.


город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


Мы подошли к дому-музею И.И. Левитана, а в XIXв. это был дом купца Солодовникова. До строительства Горьковского водохранилища дом имел первый этаж, который теперь засыпан землей, и размещалась там лавка, в которой шла торговля зерном, на втором этаже жил сам купец с семьей, а вот в мезонине, под крышей, как раз снимали комнаты Исаак Ильич и его друзья. Около музея стоит памятник Левитану, работы местного скульптора, памятник был открыт в 1974г.  Сам музей существует с 1972г. в нем собраны полотна кисти художника, есть несколько работ друзей  Левитана – Степанова и Кувшинниковой.


город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках


Дальше нас ждало знакомство с подлинными шедеврами кисти великого русского художника, показавшего всему миру красоту русской земли. Это единственный музей в стране, посвященный памяти художника.


Левитан провел в Плесе три лета подряд, так его очаровал этот маленький  городок. За это время художник написал около двухсот работ. И, если до Плеса Левитана мало кто знал, то после выставки в Москве, где он впервые показал плесские картины, сразу же о Левитане заговорили, как о великом художнике, как о художнике с всероссийской славой. 



В первом зале музея только фотографии и репродукции, а во втором зале только подлинные работы мастера – 17 полотен. Все полотна разные и по настроению и по цветовой гамме, и по содержанию, и, конечно же, по времени исполнения. Есть работы молодого, начинающего художника Левитана, есть работы уже состоявшегося мастера Левитана.

В юности художник очень тщательно выписывал каждый камешек, каждую травинку на полотне, ему в то время даже не представлялось возможным, не прописав мелочи, перейти к главному плану, содержанию работы. Мы подошли к самой ранней работе в коллекции –

Учился Левитан в Московском училище живописи, ваяний и зодчества, и ранние работы художника, как раз  относятся к периоду обучения. Обучался он у замечательных художников-педагогов: Перова, Саврасова, Поленова, которые сыграли большую роль в развитии таланта  Левитана, повлияли на его дальнейшую судьбу.


Учителя любили Левитана за его необыкновенное трудолюбие, и помогали ему, как могли, часто освобождали от оплаты за обучение с такой мотивировкой – «в виду крайней бедности и как оказавшего большие заслуги в искусстве».

Левитан был беден,  очень рано потерял родителей, ему было всего пятнадцать лет, когда умерла его мать, вскоре умер отец, и он остался один в большом городе без поддержки, без средств к существованию. Он постоянно скитался в поисках ночлега, ночевал неделями у друзей по училищу. Частенько оставался ночевать прямо в училище, днем отучится, и, если успеет спрятаться от ночного сторожа по прозвищу «Нечистая сила», значит, тут же переночует.  Левитан часто голодал и не по одному дню, об этом имеются документальные свидетельства. В общем, очень тяжело жилось будущему великому художнику, но не изменил он своему призванию, добился колоссальных успехов.

Страдания Левитана в ранней юности отражались на его живописи – тоска, печаль и уныние и дорога, очень грустные и безрадостные работы были у Левитана поначалу. Художник часто писал дорогу, как бы подсознательно ища выход из житейской неустроенности и окружавших его проблем.


      Так же Левитан любил писать небо. Небо занимало, как правило, половину площади полотна.  Но в юности он еще не умел писать небо, не умел его прописывать, нет на его ранних работах ни воздуха, ни света небес. Эта не проходящая депрессия сильно отражалась на здоровье Левитана, он был сильно болен неврастенией еще в юности. Именно Чехов, самый лучший друг Левитана, неоднократно вытягивал его из тяжелейших приступов депрессии, помогал ему. Чехов называл это состояние Левитана – Черной меланхолией. И именно Чехов настоял, что бы Левитан отправился в свое первое путешествие. Для летнего путешествия Левитан всю зиму зарабатывал деньги – расписывал частную галерею известного мецената Мамонтова. Мамонтов щедро платил юным дарованиям, и получившему гонорар Левитану, эта сумма показалась сказочной. Левитан долго мечтал о поездке в Крым, его мечта осуществилась, летом он отправился в путешествие. Левитан так ждал встречи с южными красотами, так был очарован местной природой, неба такого, по его словам, он еще не видел, ведь в Подмосковье все иное, все менее разнообразное. Художник писал восторженные письма друзьям в Москву. Но восторг этот через месяц иссяк, Левитан снова загрустил, и писал уже совсем другие слова в письмах. Писал он так – «Природа Крыма только вначале поражает, а потом становится скучной, хочется домой, на север. Я север люблю теперь больше, чем когда либо, только там может состояться настоящий художник».  И много позже, когда Левитан стал прославленным художником, когда изменилось его материальное положение, и он побывал во многих странах – Италии, Франции, Швейцарии, Германии, из которых он привозил массу прекрасных работ, но и тогда он очень скучал по природе Среднерусской равнины.


Но, тем не менее, в своем первом путешествии художник провел около трех месяцев, привез из него больше пятидесяти этюдов, три законченных картины, одна из которых представлена в экспозиции музея, и именно в Крыму он научился писать воздух, просторы и, самое главное, как говорят искусствоведы «дышащее небо».  После этого периода у Левитана появились отдельные картины облаков, он очень полюбил писать небо и теперь у него это мастерски получалось.


Через два года Левитан оказывается в Плесе и пишет здесь работы, которые впоследствии прославили его.  В  музее представлены такие из них, как  - вариант к картине «После дождя. Плес» (сама картина находится в Третьяковской галерее), «Закат на Волге»  и небольшой этюд «На речке Шохонке».

«Закат на Волге» - картина, с которой начался музей. В 1972г. эта картину передал в дар московский коллекционер Феликс Вишневский, и  с нее началось интенсивное собирание коллекции.  Поначалу здесь были представлены работы из Ивановского Художественного музея, а сегодняшняя коллекция уже полная собственность плесского музея, это либо приобретения из частных коллекций, либо дары.


Мы перешли к картине «Цветущие яблони». Левитану нравился этот сюжет, он повторил сам себя четыре раза, т.е.  существует четыре варианта этой картины, кисти художника. В музее представлена одна из них.  Эту картину Левитан подарил на день рождения девочке, дочери врача, Анечке Тройновской в день ее десятилетия, с очень забавной надписью – «Деточке Анютке от старого хрыча Левитана». Так Левитан подписал свою работу, вроде и смешно, забавно, а в то же время очень грустно, тридцать шесть с половиной лет было ему тогда, и был он уже очень больным человеком. Тяжелая жизнь художника привела к столь трагичным последствиям.


Далее мы подошли к работам, выполненным художником в последние год-два его жизни.

Этот период – зенит славы художника, здесь уже совсем другая манера письма, если в юности он выписывал все мелочи, каждую незначительную деталь, то в поздних его работах уже такое мастерство, что он не задумываясь, очень быстро работает, бьет кистью по холсту, быстро переходит к главному содержанию. Здесь сложные мазки, густые, насыщенные, этим картинам нужен простор, смотреть на них необходимо с расстояния.



В музее так же представлена незаконченная работа Левитана, хотя сам он никогда бы не выставил, как он говорил «недоговоренную» работу. Художник очень ответственно подходил к своим работам, очень много размышлял над сюжетами, делал много подготовительных эскизов, прежде чем приступал к окончательной работе над полотном.

В последние годы жизни, Левитан в зените славы, у него много выставок, он очень уважаем, его работы оценены. Это уже Академик живописи, профессор, того училища, в которое он пришел в тринадцать лет, никому не известным мальчиком.

Сейчас картины Левитана находятся по всему свету – в Австралии, Израиле, во Франции, по всем странам СНГ, в Третьяковской галерее, в Русском музее, и здесь, в Плесе.

В третьем зале музея расположена экспозиция работ друзей художника – Софьи Петровны Кувшинниковой и Алексея Степановича Степанова.


Софья Петровна была другом, соратником, ученицей и любимой женщиной художника. Она была очень одаренной дамой, про нее говорили – талантлива во всем. За что не бралась, у нее получалось буквально все. Она была замечательной музыкантшей, обладала красивым голосом, очень хорошо пела, а Левитан очень любил слушать музыку, просил играть, когда писал свои картины. Любимыми композиторами у Левитана были Бетховен и Григ. В музее представлены картины кисти Софьи Петровны. Мне ее натюрморты показались замечательными, учитывая то, что она нигде не училась писать, только время от времени брала уроки живописи.

 

Рядом в том же зале работы друга Левитана, Алексея Степановича Степанова. Он был милым и добрым человеком, очень надежным другом, так о нем отзывался Левитан. Друзьями они были со школьной скамьи. В основном Степанов  известен по деревенским пейзажам, много писал деревенских изб, интересны у него портреты мужичков, а так же картины с  «лошадками» именно так, и никак иначе он говорил о таких работах.  Еще у него очень хорошо получались волки, такие живые, характерные.





Вот эти милые добрые люди, тогда еще малоизвестные художники – Левитан, Степанов, Кувшинникова, в 1888г. приехали в Плес, сами не ожидая, какой они здесь получат творческий заряд. Ведь до Плеса Левитан был не известным художником, как, впрочем, и Плес широко не был известен,  а познакомились с ним люди по картинам Левитана. Со времени открытия замечательных этих мест Левитаном, до сегодняшних дней местность эта стала любимой у художников, суда приезжали и современники Левитана, и его ученики и последователи, да и нынешние художники любят отдыхать и набираться творческих идей в здешних местах.

Кроме галереи работ в музее есть еще историческая часть – показывающая в точности то место, ту обстановку, в которой жил и творил Левитан, где произошло то самое рождение легенд, где художник отдыхал вместе со своими друзьями. Именно туда мы поднялись и погрузились в обстановку, в которой творил великий мастер пейзажа.
 Дом-музей Левитана
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках
Комната с окнами на Волгу, именно в ней жили Левитан и Степанов, друзья спали на полу, на мешках, набитых соломой, напротив входа – этюдник, тот самый, с которым Левитан создал свои шедевры, стол с письменными принадлежностями, все эти вещи подлинные, переданы в дар музею внучатой племянницей Левитана.
 Дом-музей Левитана
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках

Дом-музей Левитана
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках
Рядом комната Софьи Павловны, такая мило женская, с салфеточками и рюшечками. Здесь,  с правой стороны,  на ломберном столике стоит необычная чайная пара – квадратные чашка и блюдце. Эта пара принадлежала Софье Кувшинниковой, она подарила ее местному жителю,  а потом пара была переда музею.
 Дом-музей Левитана
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках

Дом-музей Левитана
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках
Дом музей сохранил очарование этого места, тот неповторимый колорит деревенского лета, когда городские жители могут не только отдохнуть физически, но и дать отдых своей душе, любуясь открывающимся вокруг просторам.
 Дом-музей Левитана
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках
Нам очень понравился музей, здесь работают замечательные люди, экскурсовод подарила нам  интересный рассказ, за что ей отдельное спасибо!

А наша экскурсия продолжилась, и мы отправились в обратный путь, к центру городка. 
 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
Сначала мы поднялись на верхнюю точку крутого берега Волги, сделать это без подготовки оказалось трудновато, но мы не сдавались и в награду получили замечательный вид на реку и окрестности.

Далее мы подошли к церкви Святой Варвары Великомученицы, которая была построена в 1821г. Эта церковь изображена на одном из полотен Левитана – «Осень. Золотой Плес».
 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
Здесь рядом, в бывшем доме одного из братьев Грошевых-Подгорных расположен музей пейзажа, в котором выставлены работы, как учителей Левитана, таких как, Шишкин и Саврасов, а так же и его учеников.

Идем дальше, тут   представлены образцы укреплений, используемых при отражении нападений на  крепость. Крепость тут была защитным укреплением, которое охраняло северные границы Владимирской Руси. Основным противником тогда была Волжская Булгария (булгарское государство, существовавшее в XXIII веках в среднем Поволжье и бассейне Камы.). Это государство летом снаряжало особые разбойничьи отряды, которые грабили местные земли и захватывали людей в плен.

 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
Первое упоминание о Плесе было найдено в  Новгородской летописи за 1141 год.

Последнее сражение, которое здесь произошло, было в феврале  1238г. Крепость пала под натиском ордынцев и уже более не восстанавливалась. Через несколько лет после поражения здесь появляется уже новая крепость, которая была больше по площади и мощнее по укреплениям.

 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
Построена новая крепость была в период объединения разрозненных княжеств, во время появления Московского государства. Она уже защищала северные границы Москвы. Основными противниками для нее тогда были Новгород и Тверь, которые тогда, как и Москва, претендовали на роль столицы нашего будущего государства.

Крепость была военной и много раз горела и восстанавливалась.

Последнее сражение, которое здесь произошло, было в период смуты – поляки, пришедшие по Волге, вели длительную осаду и крепость пала в 1609г.

Дальше мы прошли к памятнику основателю второй по времени крепости на месте нынешнего Плеса – это князь Василий I, сын Дмитрия Донского.

 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
У этого памятника интересная история - Памятник князю Василию Дмитриевичу Тёмному был поставлен в 1910 году у здания Присутственных мест (городской управы) в год празднования 500-летия города. Василий I считается основателем Плёса, несмотря на то, что город существовал на этом месте и под этим именем и ранее. Монумент представляет собой бюст князя на высоком узком черном постаменте; в меховой шапке и широком воротнике шубы – подобно тому, как русских князей изображают на картинах и иконах. Автор бюста – скульптор С. Алешин. Памятник обнесен красивой узорчатой оградой. Надпись, сделанная на памятнике, гласит: «Сооруженъ въ царствованiе Императора Николая II-го въ память 500-лътiя города Плесса, основаннаго Великимъ Княземъ Василiемъ Дмитрiевичемъ, сыномъ Великаго Князя Дмитрiя Донского. 1410-1910».

После Революции 1917г. все неугодные памятники в нашей стране были снесены, не избежал этой участи и памятник Василию I, его так же сломали, некоторое время бюст лежал на берегу Волги, а потом исчез загадочным образом. Нашли его случайно, через 55лет, в одном из краеведческих музеев округи он хранился под именем «Иван Грозный». После обнаружения бюста памятник был восстановлен на прежнем месте.

Мы продолжили свой путь вниз, к набережной.

Здесь по пути торговые ряды, сохранившиеся до наших дней. Обычно здесь проходили две крупных ярмарки –  первая проходила 25 июля по старому стилю, называлась – Петровская ярмарка, тогда вся площадь была уставлена подводами с крестьянскими товарами, даже была установлена карусель, развлекавшая как детей, так и взрослых. Вторая – Покровская ярмарка, проходила она 1 октября по старому стилю, она выносилась чуть выше центра города, потому, что это была конная ярмарка, и присутствие на торговой площади до трех тысяч лошадей было недопустимо.
 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
Свой основной доход плесские купцы получали от торговли зерном, вывозили они его с низовых губерний – Астраханской и Самарской. Здесь они грузили его на гужевой транспорт и продавали по всей России, естественно по более высокой цене.
 город Плёс
«город Плёс» на Яндекс.Фотках
С целью удешевления перевозок зерна в конце XIXв. хотели построить железную дорогу, но так и не построили. Перенесли это строительство на Кинешму, в результате чего многие плесские купцы собрали свои семьи и переехали туда, население Плеса тогда сократилось в два раза.
На набережной расположен еще один достопримечательный объект Плеса - кафе "Два якоря" , перед ним, лежат как раз два настоящих якоря, говорят, что вес каждого из них - две с половиной тонны.

город Плёс
            «город Плёс» на Яндекс.Фотках
Дальше мы спустились к набережной, тут и закончилась увлекательная экскурсия по красивому городку Плесу, который оставил в нашей памяти замечательные пейзажи и подарил много новых впечатлений.
Итак, из хорошего - есть что посмотреть, есть что послушать.
Из плохого -
Экскурсия закончилось, но время до отправления осталось, и я решила прогульться по городку самостоятельно. Прошлась я по набережной, недалеко от причала, где расположились местные а-ля художники, продающие свои "шедевры". Проходя мимо них я хотела сфотографировать то, что они предлагают, что бы вставить фото в рассказ (так обычно поступаю). Так вот сделать мне этого не то что не дали, а сначала потребовали денег за фото, потом передумали и приказали его стереть.  Причем все это в тоне  истерики базарной торговки во время ПМС, а мотивация вообще была потрясающей - "Вы тут приезжаете, фотографируете, а потом календари выпускаете, деньги делаете!!!" Вот как... Ну, что могу сказать, высого о себе мнения местные малеватели. Неприятный осадок оставил этот инцидент и пришлось мне возвращаться на корабль. Если меня будут читать жители Плеса, то я попросила бы их быть более корректными к приезжим людям, ведь именно от туристов зависит ваше благосостояние. Если не хотите что бы ваши шедевры фотографировали, повесьте табличку соответствующую, а еще лучше, не показывайте их никому, так вернее будет! :-)

Но, не смотря на гадких торгашей, городок нам понравился и посетить его мы рекомендуем :-)
И, по традиции -

                                Всем всего доброго и приятных поездок!

  




Комментариев нет:

Отправить комментарий