Когда мы выбирали дополнительные экскурсии в нашем путешествии по Волге, то человек, который отвечал за наш досуг, порекомендовал нам посетить деревню Мартыново. В ходе обсуждения этой поездки нам так и не удалось узнать, что же там такого интересного, но мы получили сведения о том, что «там жутко интересно и позитивно, а почему никто толком объяснить не может, но все, кто был там остаются довольны» ;-). Разве могли мы не клюнуть на такую замануху? И вот с такими рекомендациями мы, конечно же, поскакали в это интересненькое местечко.
О том, что именно мы там увидели, попытаюсь рассказать…
Наш автобус довольно долго петлял по проселочной дороге, а мы любовались красотами среднерусской равнины. Даже успели подремать )).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
По прибытии в Мартыново нас встретила очаровательная девушка Настя, которая вкратце рассказала о деревне, об ее жителях и обитателях. Из ее рассказа: Основным объектом деревни является музей Кацкарей, усадьба и мини-зоопарк из домашних животных разного размера)).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Кацкари – люди русские, ученые их выделили как малая этническая группа русского народа. Название такое от местной реки – Кадки. Мы ее проезжали, по въезду в деревню, сейчас она не большая, но когда-то была величавой рекой, давшей название волости - Кадка, или же Кацкий стан. Объединившую местность, расположенную в бассейне реки Кадки, от которой та и получила свое название. Впервые волость была упомянута в 1461 году в завещании Василия II, а Кацким станом названа в 1575 году, при Иване Грозном, когда велась очередная реформа самоуправления, и волости переименовывали в станы. Интересно, что в те времена вся страна была разбита на волости и станы, но только здесь это прижилось. Изначально Кадка являлась частью Угличского княжества, затем – Угличского уезда. Сейчас приречная территория поделена между тремя районами Ярославской области, но это не мешает кацкарям чувствовать себя сплоченной общностью.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Тем не менее, история Мартыново и Кацкого края уходит корнями во времена славянской колонизации залесских земель, когда славяне-кривичи на землях Ярославского и Угличского Поволжья поглотили и ассимилировали финно-угорское племя меря, навязав ему свою культуру и язык. Однако элементы финно-угорской культуры все же сохранились, став частью общерусской культуры и кацкого диалекта, в частности.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Итак, в Мартыново живут Кацкари - малочисленная народность с собственным диалектом, традициями и древними языческими мифами. С местным диалектом нас начали знакомить тут же – из того, что запомнилось – Бахорить (балахорить) – говорить, полохаться – испугаться, заволостные огляженные – мы, т.е. приехавшие из-за пределов области, поглазеть, посмотреть ;-). Маскалить - это двигаться, к москвичам это никак не относится, обызъяниться - покупки делать, мостить – понимать… Раньше в округе было бо-знамо сколько деревень (много), а теперь в деревне Мартыново проживает, как утверждают краеведы, 2020 человек кацкарей, двести десять из которых проживают в Мартыново, бережно сохраняя самобытный уклад и традиции, а также язык, речевые обороты которого не встречаются даже в других говорах Ярославской области.
Вообще, кацкий диалект русского языка сегодня доведет до слез и смеха любого гостя деревни Мартыново. Когда кацкари бахорят (говорят) по-кацки, то «заволосные» их не всегда могут понять, но настроение это нисколько не портит, а наоборот, только смешинку добавляет :-))
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Нам кацкарский диалект показался настолько забавным, что вначале мы решили – местные лихо обводят приезжих вокруг пальца))), рассказывая небылицы. Но потом нам экскурсовод рассказала о том, что диалект этот здесь бережно сохраняют из поколения в поколение, и, даже в школе у детей, начиная с пятого класса, есть специальный урок родной речи (кацкое ведение), по словарю, составленному в 1992г. Сергеем Темняткиным, директором мартыновского музея кацкарей и главным идеологом «кацкарства». Создан словарь этот только из кацкарских слов, в нем их более 2000, а особенной гордостью местных жителей выступает тот факт, что более трети из них не встречаются больше ни в одном диалекте нашей страны, вот так то… Очень нас позабавили словечко "говённо" – и антоним его "дарома", т.е. "хорошо" , а говенно, сами понимаете – фиговато:-), но это не от слова – навоз, как мы решили по-первости, а от слова – говеть, как оказалось опосля перевода )). А вот слово писига… вопрос к читателям - попробуйте отгадать, что это, если с писигами и женщины к кацкарям приезжают))).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Главная достопримечательность Мартыново: этнографический Музей Кацкарей в старинном доме Максима Григорьева, срубленном в далеком 1910 году, где можно заглянуть в сени и в куть, на кухню и под перёд, в горницу, на гандарею и на повети, в подсенницу, на двор и одворицу - всюду старинный кацкий быт. Здесь нам подробнейшим образом описали быт деревенской семьи на рубеже XIX-XXвв.
Хозяин, перед строительством дома выдержал сосновые бревна под водой, они задубели, и вот результат – дом стоит до сих пор и простоит еще лет сто, как нам сказали.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Изба украшена на Троицу – березовыми веточками и веточки те до следующей Троицы не будут убираться. Это оберег от «Неладихи», так, что теперь знаем, как защитить дом от невгод.
Дома в деревне отапливаются печками. Заборы вокруг дома двух видов – первый (огораживает палисад) называется – «перетык» - потому что можно вынуть и переткнуть)), второй вид забора это тын – этот забор защищает от гулящих кур, чтоб не забрались в огород и не разорили все грядки (расчекалили). Как нам рассказали – это для городского жителя куры не страшны, а для деревенского кура – первый враг, если в огород запорхнет.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Но, перейдем к дому-музею, здесь наша экскурсия началась с сеней, помещение, которое соединяло жилую часть избы и двор, где стояла скотина. Сени обычно строили темными, для того, что бы там было прохладно, а раз прохладно, то и запасы хранить можно (например, молочные продукты).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Но в этих сенях оборудование для стирки – все экспонаты подлинные: и коромысла, что б воду принести, и корыто, что б стирать, и утюги, что б погладить.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
А стирали раньше щелоком- перетертой золой из печи - вот она:
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Переходим к летней горенке, здесь спали летом, и главный экспонат этой комнаты – железная кровать. У кацкарей по большей части кроватей не было, спали на полу, на лавке, на печке, в общем, кто где, редко у кого деревянные кровати были, а такие, железные, вообще считались роскошью. Ох, долго-долго на нее копили, потом «объизьянивались» (покупали) и не спали на ней!
Стояла она как предмет хвастовства перед «деревенцами», дескать, вот, и мы не хуже людей. Убиралась кровать вязанными крючком подзорами, белыми спинками по бокам и красивым лоскутным одеялом. А вот «постельник» (матрац) и подушки набивались осокой или соломой, сеном нельзя было набивать – потому что в сене мыши заводились, и постель превращалась в труху. Под подушку клали шишечки хмеля – от «неспихи», что бы сон был оздоровительным и крепким.
В этом же помещении, но противоположный угол – хозяйский, наш хозяин – рыболов, в том углу стоит вязь (садок), с помощью ее ловят карасей в пруду. Утром на веревке в пруд кинули, вечером вынули, карасей на «жарюшку» хватает.
А рядом, похожие на плетеный конус – это верши, с их помощью ловят щук в пруду. Весной, когда сходит разлив, речку перегораживают заборчиком, в нем оставляют дырку, ставят туда верши, щука с течением заплывает туда, а обратно в узкое место, да против течения ей не вернуться.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
А вот на чердаке местные жители хранили … гробы. Раньше люди о себе загодя заботились, сделают гроб, да не один, и нык, его, на чердак. А что б не так страшно было, их заполняли собранной после первых морозцев рябиной. С ней зимой пили чай, а старики шутили «Вот помру, лягу в гроб, а там запах рябиновый, и лежать приятно будет»…
Далее мы пришли в первую круглогодично используемую комнату дома – «куть» (прихожую.) В ней, как положено вешалка – деревянная доска и два коровьих рога. А еще кацкари в прихожей обедали – отодвигали стол от стены, что бы всем хватило места, а семьи были большие, накрывали стол скатертью (столешником), и принимались за трапезу.
Ели из деревянной или плетеной посуды. А еще куть служила мужским углом, здесь хозяин сапожничал. Здесь колодки, жинцы, инструмент, и светец (лучина).
На полавошнике (полке) есть два больших короба плетеных, один из еловых корешков, второй из луба (коры).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
При переходах из помещения в помещение мы все время слышали забавную фразу – «Длинноляхие не прилобуньтесь!», потому как притолоки (коробка двери) расположены низко – дом-то печкой топился, тепло берегли – окна и двери делали маленькие.
Следующая комната – Первый перед. Комната предназначена с момента «натаения» (рождения) ребенка до зрелых лет. Вот родится ребенок, и положат его в «зыбку» (люльку), которая приделывалась к березовому бревну, берез материал гибкий и прочный, качают люльку, дерево пружинит и помогает. К зыбке привязывали «свертку», это шнур к ноге, уйдет мать на кухню, а дите заплакало, она, не отвлекаясь от дел, просто дернет ногой несколько раз, колыбелька качнется, дите успокоится – автоматика :-).
Подрастающего ребенка клали уже в «качку», в ней и подушечка и матрасик сшита из лоскутков, а рисунок на ней – оберег, да и сама кроватка тоже символ особый, символ плодородия.
Первая игрушка у ребенка – «громатуха» (погремушка), а сделана она из мочевого пузыря теленка, с горошинами внутри. У кацкарей было несколько видов кукол – первая «крестуха» - две палочки, платьице из лоскутков.
Вторая – “скородумная”, т.е. ржаной снопик, завязанный особым образом. Третья кукла – кудельная, т.е. изо льна, с длинной косой, тоже символ – достатка в доме, такой куклой не только девочки играли, ее еще клали под подушку невесте в первую брачную ночь, чтоб рождались дети. Все куклы без лиц. Раньше считалось, что в куклу через глаза вселяется дух умершего человека, что к несчастью, поэтому лиц у кукол не рисовали. Все что сделано своими руками – то куклы, а все, что куплено – это ляльки, вот такое деление.
Потом идет комната – Второй перед. Комната эта девичья. Девочек с восьми лет приучали к труду, и вот, каждая с восьми лет должна была научиться прясть, ткать, вышивать, прясть, и к замужеству должна «сгоношить» (приготовить) себе приданое.
Обычно это как минимум два сундука и короб полные до краев домотканого полотна, и целый пуд (16кг.) вязанных крючком изделий. Вот приедет свекруха и давай приданое на весах взвешивать, вот меряет-меряет и граммчика не хватает, могла и от такого свадьба расстроится, или выдадут за какого-нибудь «непрасского», т.е. не сильно завидного.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Дальше – Коморка. Если кут – это мужской угол, то каморка, угол бабий. И самый главный экспонат здесь – это Русская Печка.
В ней готовили, она согревала, на ней спали, и даже, в ней мылись. Кушанья из печки целый день теплые, их разогревать не надо. Старики на печке больные суставы лечили, дети на полатях простуды. Тучные люди там не помещались, мылись около нее. Споласкивать только в сенях, берегли пол, доски были дорогие. Под печкой сушат дрова, по преданию, там жил домовой, ему кидали за печку монетку и загадывали желание, говорят, исполнялось:-).
Утварь в этой комнате тоже имеет свои имена: полка – грядка, миска – плошка, дуршлаг – тузлык, столик – суденка.
Кольцо с полотенцем в другой стене – «свивальник», к нему привязывали детей, которые только научились ходить, с собой такого в поле не возьмешь, а дома набедокурить может, так и привязывали его, оставляя в безопасной зоне. Сидел ребенок на привязи до того момента пока развязывать узлы не научится. А так развяжется, убежит на улицу и бегает, пока есть не захочет, а там придется вернуться.
Завершалась наша экскурсия по избе на дворе. Двор и дом – здание под одной крышей, разделенное сенями. На дворе содержалась скотина.
Двор у кацкарей делился на три части: основная – здесь стоит корова-кормилица, под гандореей (перекрытием) живут башуры (телята).
В торце нашосток для куриц, и лестница для них же. Вот красный мешочек – это оберег, который использовали, что бы куры неслись лучше.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Вторая часть двора – утепленная, это хлев. Туда помещали только народившихся телят, ягнят и поросят.
А этот агрегат – силосорезка.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Третья часть это «заулок», здесь были лошади. А еще здесь стояли разные сани. А на палатях размещали сено, солому, корм скоту.
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
После знакомства с музеем в подлинной кацкой избе конца XIX века для нас разыграли представление фольклорного театра: «Побахорим по-кацкие» (разговоры-комменичание (спектакли комедийного содержания) - деревенские посиделки с переодеваниями, смешными поворотами сюжетов и, главное, необычным кацким языком, на котором они проходят), провели для нас и игру-викторину «Настоящий кацкарь», помогая узнать об особенностях кацкого быта. Это представление для нас разыграли местные молодые люди, а называлось оно – «Дарома, да не больне» (Хорошо да не очень).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Описать тот восторг и веселость, которые нам подарили Дед Егор, Бабка Марья, да их неродивый отпрыск Тит, в исполнении местных жителей я не смогу, но могу сказать одно – это надо видеть, это надо пережить, это надо услышать… Рекомендую в-общем:-)). Необычность этого действа поражает!
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
А чтоб подтвердить свои слова могу представить часть представления в аудиозаписи)).
После представления мы пошли в местный мини-зоопарк, где нас порадовали общением с курами, гусями, индюками, овцами, лошадьми и даже коровами. Все животные были семьями, т.е. представителями всех поколений и выводков;-).
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
Кроме самого дома-музея с экспозицией, рассказывающей о нравах, быте, языке и культуре кацкарей, в Мартынове мы отведали местное фирменное блюдо - томленую в печи картошку с топленым молоком. А также настоящие домашние творог и сметанку, от которых пришли в восторг. Кстати, нам сказали, что топленое молоко сочетается с любыми продуктами, поэтому, я сделала эксперимент – пила молоко и заедала огурцами, солеными в бочке… Предупреждая вопросы отвечу – все закончилось благополучно, никаких казусов не случилось!
«Мартыново, Кацкари» на Яндекс.Фотках
В общем, в нашем путешествии Мартыново стала самым веселым местом, из всех экскурсий, я всем рекомендую посетить эту деревню, пообщаться с местными жителями, ощутить тот непередаваемый дух деревенской жизни.
Всем приятных впечатлений и прекрасных открытий!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий