Еще одной точкой нашего путешествия по Волге стал город Ростов. Хоть он и не расположен вблизи реки, но входил в дополнительную часть программы. От набережной в городе Угличе нас доставили туда на автобусе. Дорога была вполне сносной, не смотря на приличное расстояние (ехали больше часа).
В Ростове экскурсия наша проходила в стенах кремля, но именоваться так он стал в середине XIXв., а первоначально создавался как резиденция для ростово-ярославских архиереев, и назывался Ростовский Митрополичий или Архиерейский двор.
В настоящее время ансамбль кремля делится на три относительно самостоятельные части. Это Митрополичий сад, с южной стороны, Митрополичий двор в центральной части, и Соборная часть на севере. Ансамбль кремля создавался в 70-80 годы XVIIв. при митрополите Ростовском Ионе Сысоевиче, согласно его вкусу.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Немного прогулявшись по двору, полюбовавшись фасадами крепостных зданий, мы отправились осмотреть экспозицию выставки Ростовская Финифть, которая располагается так же, на территории кремля.
Немного прогулявшись по двору, полюбовавшись фасадами крепостных зданий, мы отправились осмотреть экспозицию выставки Ростовская Финифть, которая располагается так же, на территории кремля.
Музей финифти был открыт в 2000г. в бывших кладовых церкви Вознесения, выбор помещения был не случаен, именно здесь были найдены первые эмалевые миниатюры ростовских мастеров XVIIIв.
«Финифть» на Яндекс.Фотках
«Финифть» на Яндекс.Фотках
В первом зале выставки – зале технологий нам рассказали о том, как именно изготавливаются эмалевые миниатюры.
При входе в зал экскурсовод обратила наше внимание на панно художника Алексеева «В мастерской Всесвятского». Всесвятский - мастер финифти, рубежа XVII-XIXвв. На панно изображен весь процесс изготовления финифтяного изделия – от деревянного чурбачка, на котором высекается медная пластина до готового изделия, в данном случае, иконы.
«Финифть» на Яндекс.Фотках
«Финифть» на Яндекс.Фотках
Итак, о процессе изготовления. Часто говорят, что финифть и эмаль это одно и то же, и, как оказалось, что это действительно так. Слово финифть имеет более древнее происхождение и в переводе с греческого означает – сплав. А слово эмаль появилось уже в середине XVIIIв. и означало стекло, цветное или прозрачное, напаянное на металл. Техник художественного эмалирования очень много, они и представлены в зале технологий, это эмали перегородчатые, эмали по рельефу, эмали с накладками.
Художественные эмали. Ростовской финифтью называют эмаль, в основе которой лежит роспись огнестойкими красками эмалевой пластины. Технология такой росписи была разработана в XVIIв. во Франции.
Эмаль представляет собой сплав кварцевого песка, свинцового сурика, поташа, и других компонентов шихты (смесь исходных материалов, подлежащая дальнейшему плавлению). Шихту плавят в печи, при температуре около 800°С., разливают по формам, получая слитки, которые потом дробят. Затем эмалевым порошком посыпают тонкие медные выпуклые пластины, которые обжигают в муфельной печи при температуре не выше 750°С. Оборотную сторону пластины покрывают контр-эмалью. После чего остывшая пластина готова к росписи.
«Финифть» на Яндекс.Фотках
«Финифть» на Яндекс.Фотках
Краски для росписи включают в себя ту же эмаль с окислами различных металлов. Эмаль для красок готовят так же –мелко дробят обожженные слитки и перетирают с водой, доводя до нужной консистенции. Расписываю финифтяное изделие очень тонкими беличьим кисточками. Мелкими мазочками или точечными прикосновениями, пунктиром. Техника миниатюрной живописи по эмали требует большого внимания, усидчивости, сосредоточенности.
«Финифть» на Яндекс.Фотках
«Финифть» на Яндекс.Фотках
Сначала выполняется так называемый «подмалевок» с раскладкой основных цветовых пятен. После чего пластины обжигают. Затем делают следующую прописку, снова обжигают. Чем сложнее работа, тем большего числа циклов: роспись-обжиг она требует.
Когда роспись закончена пластинку крепят в оправу, чаще металлическую. Это может быть простой ободок (каст) или сложнейшая композиция из различных металлов, иногда со вставками из камней.
Изделие готово.
Следующим залом экспозиции, который мы увидели, был зал миниатюр XVIIIв. Доподлинно известно, что начиная с шестидесятых годов XVIIIв. В Ростове существовала мастерская по изготовлению финифти. В основном это были дробницы (в русском церковном ювелирном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия, митрах, панагиях), наперсные кресты, элементы облачения, т.е. те вещи, которые украшали предметы церковного культа.
«Финифть» на Яндекс.Фотках
«Финифть» на Яндекс.Фотках
Создавались такие миниатюры по заказу Спасо-Яковлевского монастыря и Ростовского Архиерейского двора. Выполняли эти работы штатные служители. Их работы представлены в экспозиции. Мастера работали в основном в стиле Барокко, популярном в то время.
Один из мастеров Александр Мощанский – создатель уникального наперсного креста, представленного в экспозиции.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Еще один мастер, работы которого представлены на выставке, это Алексей Всесвятский.
Развитие финифтяного промысла продолжается, и мы переходим в следующий зал, и здесь представлены иконы, выполненные в технике финифти. Размеры работ, представленных в этом зале существенно больше тех, что мы видели ранее, и этими миниатюрами уже украшались здания церквей. В частности, в экспозиции представлены клейма со Святых Врат ростовской церкви Воскресения Лазаря.
Тут же представлен любопытный экспонат – годовая минея 1864г., это ничто иное, как календарь, не столь редкое для того времени творение, но оно до сих пор поражает кропотливостью труда при его создании. Дело в том, что у мастеров не было никаких специальных увеличительных приборов и все это рисовалось, что называется, на глаз. Так что такую инею могли создать только самые опытные мастера. На этом календаре отражен каждый день года, посвященный определенному святому или церковному празднику.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Мы переходим к новым витринам, а там появление нового жанра для ростовской финифти – портретного.
Здесь представлен портрет митрополита ростовского Иона Сысоевича, во времена которого строился Ростовский Кремль.
Так же среди портретных экспозиций представлен новый для финифти жанр – гризайль.
А дальше витрина, посвященная новой вехе в истории ростовской финифти – разделению ее на профессиональную и народную. В данной витрине представлена, как раз, финифть народного промысла. По словам экскурсовода, она достаточно проста и никакой художественной ценности уже не представляет.
А вот эта витрина представляет финифть профессиональную, что же, каждый может сравнить и решить для себя, что больше нравится.
(витрина с портретами митрополитов, и с архитектурным жанром)
В 1912г. в Ростове появляется первая учебно-показательная финифтяная школа, и работы этой школы представлены в следующем зале, куда мы переходим.
Мастера в то время начинают «играть» с формой, с цветом, появляются всевозможные шкатулочки, ножи для резки бумаги, фоторамки, тарелки. Школа просуществовала не долго, всего лишь до тридцатых годов двадцатого века.
Следующая витрина, это уже развитие ростовской финифти в 20-40гг. XXв. здесь традиционные для того времени сюжеты – изображения вождей (куда ж без них), зато украшения теперь женские (ура, дождались!).
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
А в 1952г. появляется новый вид орнамента для финифти, называется он «скань». Если в витринах 20-40гг. оправы изделий достаточно просты, то с 1952г. они стали уже более сложными с рисунком «скань».
Следующие витрины посвящены работам ростовской фабрики, которая так и называется «Ростовская Финифть», в основном это женские украшения.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Шкатулочки и коробочки же, представленные в той же экспозиции в широкую продажу не поступали, отправлялись в основном на различные выставки, как внутри страны, так и за ее пределами.
Следующие витрины уже авторские работы мастеров XXв. каждый из которых нашел себя в определенном жанре, в определенном стиле, и их работы очень индивидуальны, даже красками (выбором палитры цветов) они различаются.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
После окончания нашей экскурсии на выставке «Ростовская финифть» мы отправились на экскурсию по ансамблю кремля.
Начался наш экскурс в надвратной церкви Воскресения Христова. Церковь посвящена земной жизни Христа. Эта церковь была построена в 1670г. и была практически первым сооружением на территории ростовского кремля.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
По своему внешнему виду церковь достаточно проста, и ее внешнее убранство сильно контрастирует с убранством врат, сделано это было для того, что бы привлечь особое внимание именно к вратам, а не к церкви.
Традиционно к восточной части церкви примыкает алтарная часть, а с трех сторон (южной, западной, северной), церковь окружена световой галереей. которая как бы связывает пространство внешнее с пространством внутри. Церковь Воскресения была не только одной из первых построенных, но и она была первой расписанной.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Церковь была расписана ярославскими мастерами, считается, что не позднее 1675г. стены своды и купол церкви покрывают фресковые изображения (краски сюжета наносились по сырой штукатурке). Читаются сюжеты фресок традиционно - с южной стороны на северную (в таком порядке следования сюжетов).
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
После описания смысла сюжетов, изображенных на фресках, экскурсовод представила нам вокальный ансамбль музея Ростовский Кремль, который исполнил a cappella Духовный стих Пресвятой Богородице.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Было красиво. Мне понравилось.
После мини-концерта наша экскурсия продолжилась, мы вышли во внутреннюю часть кремля, где нам рассказали о некоторых постройках на его территории.
Трехэтажное здание желтого цвета – это здание жилых покоев ростовских митрополитов, оно было построено в 60-70 годы XVIIв. После постройки здание было двухэтажным, на втором этаже жили митрополиты, а на первом этаже хранилась их богатая казана (в прямом смысле – жили на золоте :-)). Третий этаж был надстроен позже – в XVIIIв.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Рядом находятся Государские Хоромы или Красные палаты. Вход в них украшен парадным крыльцом с двумя шатрами. Над каждым из шатров можно увидеть по флюгеру. С правой стороны это лев – символ царской власти, слева – олень, герб города Ростов. Здесь останавливались русские цари, которые посещали город.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
В центре двора – круг это символ реки жизни, которая протекает по небесному граду Иерусалиму, по подобию которого и был построен Ростовский кремль.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Далее, нам рассказали еще про одну из построек кремля – Церковь Одигитрии. Построена она в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича, митрополите Иоасафе. Церковь построена в стиле Московского Барокко. Это единственная на территории кремля отапливаемая церковь. Ее пестрая окраска появилась в конце XVIIIв.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Продолжаем экскурсию, переходим в церковь Иоана Богослова. Воздвигнута она прямо над западными вратами, в которые приезжали высокие гости со стороны Москвы. Сооружение её над западными парадными воротами кремля стало завершающим этапом формирования кремлёвского ансамбля. В интерьере церкви сохранилась стенная роспись, о завершении которой в 1683 году сообщает храмозданная надпись на восточной стене. По своему интерьеру она напоминает церковь Воскресения Христова, это не случайно, потому что церковь Вознесения была образцом для постройки церкви Иоана Богослова.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
В этой церкви имеется уникальный каменный иконостас. Роспись в церкви выполнена так же в технике фрески.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Далее мы прошли на галерею Ростовского кремля. Здесь нам рассказали некоторые странички из истории этого ансамбля, но среди этого рассказа, к нашему большому сожалению, не нашлось даже пары слов о том, что на территории кремля была снята одна из популярнейших советских комедий «Иван Васильевич меняет профессию», зато про церковную историю мы узнали следующее-
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
После периода расцвета конца XVIв. Ростовский Кремль с середины XVIIIв. до середины XIXв. находился в состоянии упадка, связано было это с тем, что русские правители практически выкачивали все средства Ростовского Митрополичьего двора. Во многих зданиях не по назначению находились склады и различные хозяйственные помещения. Такое удручающее состояние у зданий кремля было до шестидесятых годов XIXв., когда начались первые реставрационные работы. В 1883г. при поддержке Московского Императорского Археологического общества, была отреставрирована белая палата. Там был открыт первый музей Церковных Древностей. Музей открылся 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1883г. в Белой и Отдаточной палатах кремля, которые были восстановлены на средства томских купцов Королёвых. Инициаторами его создания стали ростовские купцы А.А. Титов и И. А. Шляков(последний был его фактическим директором). Запасники пополнялись за счет пожертвований (по просьбе ярославского губернатора митрополит издал указ о передаче в музей всех пришедших в негодность икон и другой церковной утвари). Сам музей существовал на пожертвования, проценты от вкладов и за счёт сдачи в наём зданий. Только в 1910 году он получает поддержку от государства в размере 2300 рублей ежегодно.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Что касается XXв. история кремля все так же не проста. В сложной, противоречивой обстановке 1920-х -- 1930-х годов, когда происходили массовые ликвидации и разорение храмов и монастырей, сотрудники музея во главе с директором Д.А. Ушаковым проявили себя подлинными хранителями национального культурного наследия, спасая от неминуемой гибели произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства.
А в 1953г. над Ростовом пронесся смерч, за три минуты, четырнадцать секунд (прямо число π!!!) он раскидал в радиусе 300-400м. купола многих ростовских храмов. Состояние зданий так же было удручающим. Итак, смерч длился чуть больше трех минут, а реставрационные работы длились больше пятнадцати лет (эх, сильна матушка-природа, слаб супротив нее человек, ох, слаб…). Нам было представлено несколько исторических фотографий Ростовского кремля перед реставрацией, да, сильно ему досталось, но не смотря ни на что ансамбль кремля был восстановлен под руководством ведущего архитектора В.С. Баниге, и по сей день дарит частичку истории приезжающим посмотреть на него туристам.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
Правда, нам сказали, что планируется передать исторический комплекс Ростовского кремля РПЦ и тогда вряд ли получится просто побродить под сводами древних сооружений, музей будет уже совсем не общественным, что тоже сильно печалит…
А пока есть возможность, рекомендую посетить это место, там красиво, рассказы экскурсоводов интересны, а собрание финифтевых миниатюр обширно.
«Ростов» на Яндекс.Фотках
«Ростов» на Яндекс.Фотках
И по традиции – Всем приятных впечатлений и интересных поездок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий